Развитие инновационных процессов и управление ими.
В настоящее время стала очевидной необходимость серьёзной модернизации школьного образования. Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим приоритетом, обозначено одним из основных направлений национального проекта "Образование".
Школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, которые позволят ей занять активную позицию в современном обществе. Применение компьютеров и компьютерных технологий всё больше проникает в процесс обучения.
Так в школе №24 за последние пять лет администрация школы и педагоги в работе используют компьютерные технологии. Программы Microsoft: Word, Exel, Pover Point (презентации), Internet Explorer, WinRaR (архиватор), Fine Reader (сканер), проигрывательWindows Media, редакторы печати и сканирования, базы данных со справочной информацией, приложения для мультимедийных систем (электронные учебники, энциклопедии). Школа имеет выход в Internet, идёт работа над школьным сайтом и размещением его в сети.
Ширится число задач, которые нужно решить администрации и педагогическому коллективу в связи с модернизацией образования:
1. Освоение информационно-компьютерных технологий как новой составляющей содержания общего образования.
2. Использование информационно-компьютерных технологий как учебного средства при изучении существующих учебных предметов.
3. Педагогический дизайн мультимедийного урока, режиссура урока, сценарий урока.
4. Разработка новых учебных программ.
5. Преобразование не только содержания и методов образования, но и всей организации обучения за счёт широкого использования информационно-компьютерных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом.
Для решения этих задач коллективом проделана следующая работа:
1. Приобретена компьютерная и мультимедийная техника. 2. Оборудованы кабинеты:
- информатики - 11комп. (Pentium-4, 3 комп. Pentium-2, мультимедио)
- физики - 1комп. (Pentium-4, мультимедио)
- МХК - 1комп. (Pentium-4, мультимедио)
- русского языка и литературы - 1комп. (Pentium-4, мультимедио)
3. Приобретены электронные учебники по физике, химии, МХК, русскому языку и литературе, энциклопедии, которые используются на уроках.
4. Обучающиеся за 2005 - 2006 учебный год использовали мультимедийные системы для сдачи экзаменов по выбору во время итоговой аттестации (география, астрономия, МХК).
5. Обучающиеся школы Захарова Е. и Мальков Д., учащиеся 11 класса, на районной научно-практической конференции выступили с проектом "Экологические проблемы Москвы и Подмосковья и пути их решения" с использованием мультимедио.
6. В 2007 году 24.01. был проведён педсовет: "Здоровьесберегающие технологии, проблемы перегрузки обучающихся". Теоретическая часть в виде компьютерной презентации, которую подготовила учитель русского языка и литературы Зарахович Т.М .
Практическая часть была представлена результатами мониторинга "Перегрузка обучающихся, дозировка домашнего задания".
Результатом педсовета явилось то, что каждый учитель- предметник должен произвести самоанализ здоровьесберегающего потенциала своего урока.
7. Зарахович Т.М., учитель русского языка и литературы, Зимина Н.М., учитель английского языка, прошли обучение на курсах Intel (обучение работе с Internetom, построение презентаций, создание Veb- сайтов и буклетов), организованных Управлением образования при Академии повышения квалификации.
8.Создана локальная сеть в кабинете информатики
9. Оборудованы компьютерной техникой рабочие места директора, заместителя по учебно-методической работе, заместителя по воспитательной работе, секретаря, библиотекаря, психолога, каждому соответствует стандартизованный пакет прикладных программ согласно выполняемым должностным функциям, базы данных ("Сотрудники", "Учащиеся", "Аттестация", "Бланки типовой документации", "Нормативно-правовая документация", "Приказы", различные ведомственные информационные ресурсы и др.).
За этапом компьютеризации, то есть оснащение техникой, должен следовать этап эффективного применения компьютеров для решения задач управления учебно - воспитательным процессом.
Для реализации этой цели нужно сформировать информационную систему управления школой, которая должна включить в себя следующие основные элементы:
1. Создание локальной сети между администрацией и выход в Internet.
2. Полноценное общение и обмен всевозможной информацией между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: администрацией школы, учителями, учениками, родителями.
3. Ведение баз данных по ученикам и сотрудникам, ведение делопроизводства, подготовка стандартных отчётов, составление учебного плана и т. д.
4. Взаимодействие школы с вышестоящими инстанциями при обороте информации.
5. Развитие информационной культуры педагогов и других сотрудников школы: подготовка квалифицированных кадров для адаптации и сопровождения информационной системы управления учебно-воспитательным процессом.
6. Чёткое определение руководителем школы какую информацию он должен дать своим сотрудникам, в какой форме, от кого и в какое время.
7. Введение в штатное расписание ставки заместителя директора по информационным технологиям.
8. Оборудование в библиотеке рабочего места для работы на персональном компьютере с электронными учебниками и энциклопедиями.
9. Оборудование второго кабинета информатики для начальной школы.
10. Оборудование мультимедийными системами кабинетов химии, географии, истории.
Решая все эти важные задачи, которые поставило перед образованием государство, необходимо бережно отнестись к традициям, культурному наследию, духовным ценностям и процесс этот осуществлять мягко, аккуратно, давая возможность каждому учителю осознать его необходимость, принять его на личностном уровне.