141018,
г.МЫТИЩИ,
МОУ
Н-МЫТИЩИНСКИЙ
ПР-Т, СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
ДОМ 82, КОР. 10 ИМЕНИ
9-й Гвардейской КСД тел.582-03-54
«Утверждаю»
Директор школы
_____ Кривенкова Л.Г.
«_15__» __февраля____ 2000_г.
ПОЛОЖЕНИЕ О
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
1. Общие положения.
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика МОУ Средней общеобразовательной школы №24 имени 9-й Гвардейской Краснознаменной Стрелковой дивизии.
1.1.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в
определенный период его обучения. Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных
на новые формы оценивания, а также самооценивания.
1.2.
Портфолио дополняет
традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного
уровня усвоения информации, факторологических
и алгоритмических знаний и умений, включая
экзамены и т.д.
1.3.
Портфолио позволяет
учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной,
коммуникативной и
других, и является
важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
В зарубежной традиции
портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует
его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
1.4.
Портфолио ученика - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений
конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.
1.5.
Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио
ученика, позволяет учителю
создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
В процессе создания
портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится
более самостоятельным, так как постепенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик
учится сам себя оценивать.
2.
Цель портфолио
Представить отчет по процессу образования подростка,
увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить
отслеживание индивидуального прогресса в
широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности
практически применять приобретенные знания и умения.
3. Педагогические задачи портфолио
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- выявлять существующий уровень сформированности умений и
совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс;
- поощрять их активность и
самостоятельность, расширять возможности обучения
и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и
оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умения учиться ставить
цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации)
образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки
и возможности для успешной
социализации.
-
4. Функции портфолио ученика
- повышение образовательной активности
школьников, уровня осознания ими своих целей и
возможностей;
- достоверный и ответственный выбор
дальнейшего направления и формы
обучения старшеклассников.
5.
Особенности портфолио на 3-х ступенях
обучения
5.1.Первая ступень обучения (4 класс).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных, творческих и спортивных достижений выпускника начальной школы, а также содержит в себе рекомендации и характеристику, представленные школьным психологом и учителем начальных классов.
5.2.Вторая ступень обучения (8-9 классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
5.3.Третья ступень обучения ( 10-11 классы).
Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
6. Структура портфолио ученика
Представляет собой комплексную модель,
состоящую из трех разделов: «Портфолио
документов» + «Портфолио работ» + «Портфолио отзывов».
6.1.«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Данный раздел предполагает как качественную, так и количественную оценку материалов портфолио. В этом разделе помещаются документы или их копии по итогам олимпиад, мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами, а также результаты образовательного тестирования и участия в школьных и межшкольных научных обществах.
Итоговая балльная оценка делает портфолио данного раздела
действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как
может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными
при итоговой аттестации).
Схема структуры «Портфолио документов» и оценки его
материалов
|
Позиции |
Компоненты |
Результаты (баллы) |
||
|
Блок
А, Олимпиады |
Областная: - победитель; - призер. |
|
10 7 |
|
|
|
Городская: - победитель; - призер. Районная:
победитель; -
призер. Школьная:
— победитель; -
призер |
5 4 3 2 1 1 |
||
|
Блок
Б, Иные сертификаты |
Мероприятия
и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные
тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества.
Конкурсы и мероприятия, организованные МОС |
От 1 до 5 |
||
Портфолио этого раздела дает
представление о результатах, но не описывает
процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой
активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
6.2.«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик и др.
Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.
Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Портфолио этого раздела дает широкое
представление о динамике учебной и творческой активности ученика,
направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
6.3.«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Этот раздел портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:
- заключение о качестве выполненной
работы;
- рецензия на статью, опубликованную в
СМИ;
- отзыв о работе в творческом коллективе
учреждения дополнительного
образования, о
выступлении на научно-практической конференции
старшеклассников;
- резюме, подготовленное школьником, с
оценкой собственных учебных
- достижений;
- эссе школьника, посвященное выбору
направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении
социальной практики;
- другое.
7.1.В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологическая служба, администрация школы.
7.2.Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, зачетной книжкой, оформляет итоговые документы (образовательный рейтинг при поступлении в профильный класс, итоговое резюме выпускника школы). Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы.
7.3.Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на три группы:
- официальные;
- творческие работы, курсы по выбору, социальные практики;
- отзывы, рекомендации.
Учащиеся составляют перечень документов, ранжируют их.
7.4.Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные проекты.
7.5.Образовательный рейтинг ученика, поступающего в профильный класс, при наличии конкурса, определяется по схеме, утвержденной педагогическим советом школы.