141018, г.МЫТИЩИ,                                                              МОУ

Н-МЫТИЩИНСКИЙ ПР-Т,     СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

ДОМ 82, КОР. 10                                          ИМЕНИ 9-й Гвардейской КСД                        тел.582-03-54

 

 «Утверждаю»                                                                                                                      

                                                                                                                          Директор  школы 

                                                                                                                 _____ Кривенкова Л.Г.

«_15__» __февраля____ 2000_г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

 

1.     Общие положения.

Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика МОУ  Средней общеобразовательной школы №24 имени 9-й Гвардейской Краснознаменной Стрелковой дивизии.

 

1.1.             Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду­альных достижений школьника в определенный  период его обучения. Портфолио  от­носится к разряду  индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

1.2.             Портфолио  дополняет традиционные  контрольно-оценочные  средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвое­ния информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

1.3.             Портфолио  позволяет учитывать  результаты,  достигнутые учеником  в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной,
коммуникативной   и  других,   и   является   важным   элементом   практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубеж­ной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результа­тов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

1.4.             Портфолио ученика - перспективная форма представления индивидуаль­ной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечаю­щей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5.             Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио
ученика, позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию пере­живания успеха.

 

В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зави­симым от учителя, он становится более самостоятельным, так как посте­пенно формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать.

 

2. Цель портфолио

Представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание инди­видуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

 

3. Педагогические задачи портфолио

 

             - поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-   выявлять существующий уровень сформированности умений и совершен­ствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс;

-   поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-   развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятель­ности учащихся;

-   формировать умения учиться ставить цели, планировать и организовы­вать собственную учебную деятельность;

-   содействовать индивидуализации (персонализации) образования школь­ников;

-   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации.

-    

4. Функции портфолио ученика

 

-   повышение образовательной активности школьников, уровня осознания ими своих целей и возможностей;

-   достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы
обучения старшеклассников.

 

5. Особенности портфолио на  3-х ступенях обучения

 

5.1.Первая ступень обучения (4 класс).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных, творческих и спортивных достижений выпускника начальной школы, а также содержит в себе  рекомендации  и характеристику, представленные школьным психологом и учителем начальных классов.

 

5.2.Вторая ступень обучения (8-9 классы).

Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

 

5.3.Третья  ступень обучения ( 10-11 классы).

Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

 

Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.

Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.

 

  6. Структура портфолио ученика

 

Представляет собой комплексную модель, состоящую из трех разделов: «Портфолио документов» + «Портфолио работ» + «Портфолио отзывов».

 

6.1.«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документи­рованных) индивидуальных образовательных достижений. Данный раздел предполагает как качественную, так и количественную оценку материалов портфолио. В этом разделе помещаются документы или их копии по итогам олимпиад, мероприятий и конкурсов, проводимых учреждениями системы до­полнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами, а также результаты образовательного тестирования и участия в школьных и межшкольных научных обществах.

Итоговая балльная оценка делает портфолио данного раздела действен­ным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как мо­жет стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полу­ченными при итоговой аттестации).

 

 

Схема структуры «Портфолио документов» и оценки его материалов

 

Позиции

Компоненты

Результаты (баллы)

 

Блок А, Олимпиады

 

 

 

       Областная: - победитель; - призер.

 

10

7

 

 

Городская:

- победитель;

 - призер.

Районная:   победитель;

- призер.

Школьная: — победитель;

- призер

 

 

 

5

4

3

2

1 1

 

 

 

Блок Б, Иные серти­фикаты

 

 

 

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями сис­темы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества. Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

 

 

 

 

От 1 до 5

 

Портфолио этого раздела дает представление о результатах, но не опи­сывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творче­ской активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

 

6.2.«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творче­ских, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик и др.

Данный раздел портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества пред­ставленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложени­ем его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотогра­фий, видеозаписей.

Портфолио этого раздела дает широкое представление о динамике учеб­ной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

 

6.3.«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, ро­дителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей кон­кретной деятельности и ее результатов.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецен­зий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.

Этот раздел портфолио дает возможность включить механизмы само­оценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

-   заключение о качестве выполненной работы;

-   рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

-   отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного
образования,   о   выступлении   на   научно-практической   конференции
старшеклассников;

-   резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных

-   достижений;

-   эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

-   рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

-   другое.

 

7.Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.

 

7.1.В формировании портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя, психологическая служба, администрация школы.

7.2.Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, зачетной книжкой, оформляет итоговые документы (образовательный рейтинг при поступлении в профильный класс, итоговое резюме выпускника школы). Классный руководитель ранжирует с учеником представленные документы.

7.3.Учащиеся собирают документы, условно разделяя их на три группы:

- официальные;

- творческие работы, курсы по выбору, социальные практики;

- отзывы, рекомендации.

Учащиеся составляют перечень документов, ранжируют их.

7.4.Учителя проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные проекты.

7.5.Образовательный рейтинг ученика, поступающего в профильный класс, при наличии конкурса, определяется по схеме, утвержденной педагогическим советом школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz