Анализ образовательного процесса

     В 2002 году (предыдущая аттестация руководителя) коллективом школы были определены перспективы развития образовательного процесса на последующие пять лет:


1.     Выход на новые технологии обучения и воспитания.
2.     Открытие гимназических классов.
3.     Развитие дополнительного образования (в том числе оказание платных образовательных услуг).
4.     Формирование системы образовательных услуг, направленных на духовно-нравственное воспитание личности, гражданина Отечества.
5.     Дальнейшее укрепление учебно-материальной базы для решения вопросов обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

Для решения стратегической задачи школы, заложенной в перспективной программе развития: внедрение в практику работы школы новых педагогических технологий, расширяющих возможности развития личности в условиях формирования гимназического образования, главным направлением в работе стало осуществление гуманизации образования и перевод ученика из объекта обучения в субъект обучения, то есть
воспитание:

   -  свободного человека
, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства, самостоятельностью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности;

   -  гуманного человека , осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращённого к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям, стремящегося к миру, добрососедству, взаимопониманию;

   -  духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании, в поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной культуры;

   -  творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству;

   -  практичного человека, владеющего практическими умениями необходимыми в новой социокультурной ситуации (компьютерная грамотность, владение иностранными языками, межкультурное взаимопонимание, физическая закалка, хорошие манеры и др.).

Для реализации этих задачи были созданы условия:
     I.Составлен учебный план, реализующий три компонента: базовый, инвариативный и вариативный и предусматривающий стратегические и тактические ориентиры обновления содержания .
По статусу школа общеобразовательная.
Реализует следующие направления: гуманитарно-эстетическое и спортивно-оздоровительное.
Открыты классы с углублённым изучением английского языка, с изучением двух иностранных - английского и французского языков, введены предметы, соответствующие реализуемым направлениям.

1.Характеристика инвариативной части учебного плана (федеральный и региональный компоненты).

     - образовательные области: филология, обществознание, естествознание, искусство, технология;
     - какими предметами представлены: английский язык, русский язык, второй иностранный (французский язык), история Московской области, экология, мировая художественная культура, русское речевое общение, этикет;
     -на какие предметы и почему увеличено количество часов: литература -реализация гуманитарного направления, патриотическое воспитание личности; английский язык (углублённое изучение); изучение двух иностранный языков (английский, французский);


Основные характеристики учебных программ, используемых при реализации инвариативной части учебного плана:

     иностранные языки - в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, способность и готовность использовать язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения ( говорение, аудирование, чтение, письмо);
     русский язык, русское речевое общение - в содержание обучения входят: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие их логического мышления, обучение школьников самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
     экология - в содержание обучения входят: изучение экосистемы земли, формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся;
     информатика - в содержание обучения входят: формирование информационной культуры обучающихся, развитие системного мышления, отработка навыков пользования компьютерной техникой;
     история Московской области (областной эксперимент)- в содержание обучения входят: развитие у школьников познавательного интереса к родному краю, формирование патриотических чувств, воспитание чувства гордости за своё Отечество
     мировая художественная культура - в содержание обучения входят: становление духовного мира обучающихся, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, развитие познавательного интереса, межкультурного взаимопонимания;
     этикет - в содержание обучения входят: воспитание умений и навыков поведения в обществе, в коллективе, обучение общению, устному, письменному, по телефону. Воспитание добрых традиций, чувств, вкуса и меры, хороших манер и др.

2.Характеристика вариативной части (школьного компонента) учебного плана:

     Факультативные занятия (элективные курсы):
     Основы православной культуры( 1-ая,2-я ступени образования);
     Духовно- нравственное воспитание на основах православной культуры - в содержание обучения входят: воспитание духовности подрастающего поколения, возрождение православных традиций славянских народов, изучение культуры славянских народов.
     История Московской области - в содержание обучения входят: развитие у школьников познавательного интереса к родному краю, формирование патриотических чувств, воспитание чувства гордости за своё Отечество.
      История 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии - в содержание обучения входят: изучение истории Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., боевого пути 9-ой Гвардейской Краснознамённой стрелковой дивизии, имя которой носит школа, судьбы ветеранов войны , обучение учеников-экскурсоводов по школьному музею "Боевой славы" , воспитание уважительного отношения к истории Отечества и людям её творившим, воспитание патриотических чувств.
      Этикет - в содержание обучения входят: воспитание умений и навыков поведения в обществе , в коллективе , обучение общению устному, письменному, по телефону. Воспитание добрых традиций, чувств вкуса и меры и др.
     Французский язык - в содержание обучения входят: изучение второго иностранного языка, языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, способность и готовность использовать язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения ( говорение, аудирование, чтение , письмо);
     Начертательная геометрия - в содержание обучения входят: формирование основ инженерно-технического образования, умение применять выводы к решению практических задач, развитие пространственного и логического мышления обучающихся. По индивидуальным и групповым занятиям.
     Математика, алгебра, физика - выполнение практической части программы: решение задач.

     I.Учебный план предусматривал открытие классов с повышенным уровнем обучения (начальная школа - прогимназические классы с введением предметов: английский язык, информатика, математика и конструирование, этикет; средняя и старшая - гимназические классы с введением предметов: этикет (5-6 кл.), углублённое изучение английского языка,).
     II.Педагогические кадры начальной школы прошли курсовую подготовку по технологиям развивающего обучения: "Система развивающего обучения Л.В.Занкова", "Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова".
     III.Все школьные методические объединения имели чёткие паны работы, отражающие новые задачи, стоящие перед школой, главной из которых являлось освоение новых педагогических технологий. Была определена единая методическая тема: " Педагогические технологии в обучении и воспитании учащихся на современном этапе. Роль развивающего начала в обучении школьников по традиционной программе".
     IV. Внутришкольный контроль имел разнообразные формы: мониторинги учебно-воспитательного процесса по классам, диагностика степени и качества обученности школьников, сравнительный анализ уровня и качества обученности по предметам, диагностика выполнения практической части программ по биологии, информатике, химии, физике, диагностика выполнения программ по предметам.
     V.Велась интенсивная работа по улучшению материально-технической базы школы ( замена устаревшего оборудования, замена мебели в учебных кабинетах, приобретение компьютерной техники (оборудование кабинета информатики), ремонт учебных кабинетов, музея боевой славы, библиотеки, учительской, кабинетов завучей, психолога, капитальный ремонт спортивного зала, приобретение спортивного инвентаря, оборудование и оснащение медицинского и процедурного кабинетов, замена кровли школы, отмостка цоколя здания школы, асфальтирование дорожек и подъездных путей, благоустройство спортивной площадки и территории школы, установка забора.
     VI.Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению стратегической задачи школы была построена на диагностической основе. Диагностика особенностей ученического и педагогического коллективов велась по четырём направлениям:

- диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов;
- диагностика познавательной активности учащихся в условиях введения новых форм работы на уроке, в условиях освоения нового содержания образования;
- диагностика производственного климата в педагогическом коллективе в связи с освоением нового педагогического опыта;
- диагностика психологического климата в классных коллективах учащихся.

По данным проведённых микроисследований следует отметить стабильность роста показателей профессиональной деятельности учителей по позициям:
-владение содержанием учебных курсов, новых подходов в изучении предметов;
-знание методик и методов работы.


Выявлено:
1.51% педагогов имеют высшую квалификационную категорию;
12% педагогов имеют первую квалификационную категорию;
37% педагогов имеют вторую квалификационную категорию;
88% педагогов с высшим образованием;
12% педагогов со средним-специальным образованием;
88% педагогов с высшим образованием

Педагоги школы систематически повышают квалификацию. Согласно перспективному плану курсовой подготовки до 2010 года педагоги прошли следующие курсы при Академии повышения квалификации:

     "Система непрерывного экологического образования: основная школа"
     "Обучение основам волонтёрского движения"
     "Развитие устной и письменной речи учащихся. Стилистика. Риторика"
     "Психологические особенности построения урока в различных системах обучения"
     "Программа социальной адаптации детей и подростков"
     "Актуальные проблемы обучения математике в современной школе
     "Профилактика, диагностика и коррекция личностного развития детей",
     "Компьютерные и Интернет - технологии для учителей - предметников"
     "Актуальные проблемы преподавания географии в современных условиях",
     "Средства и методы повышения эффективности физического воспитания школьников",
     "Предпрофильная подготовка и профильное обучение в образовательной области "Технология"
     "Работа образовательного учреждения в режиме профильного обучения".

Образовательная система школы обновилась как образовательными технологиями: "Объяснительно-иллюстративное обучение", "Технология разноуровневого обучения", "Технология проблемного обучения", "Технология проектного обучения", "Технология учебной дискуссии", "Технология деловой игры", так и педагогическими технологиями: на основе личностной ориентации педагогического процесса "Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека" Е.Н.Ильин; на основе интенсификации и активизации деятельности обучающихся: "Игровые технологии" Б.П.Никитин, "Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" В.Ф.Шаталов; на основе эффективности управления и организации учебного процесса "Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении" С.Н.Лысенкова; на основе развивающего обучения "Система развивающего обучения Л.В.Занкова", "Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова", "Система развивающего обучения, направленная на развитие творческих качеств личности" И.П.Волков, "Личностно ориентированное развивающее обучение" И.С.Якиманская, "Технология саморазвивающего обучения" Г.К.Селевко.

Основными проблемами, которые выявила диагностика творческого потенциала педагогов школы, психологического климата школьного коллектива, можно считать следующие:

     -23% учителей не включены в освоение новых технологий;
     -8% не стремятся к обмену опытом по освоению педагогических инноваций;
     -учащиеся с низкой успеваемостью не мотивированы на обучение;
     -у учащихся классов с повышенным уровнем обучения мотивация снижается из-за перегрузки.

Поэтому основными направлениями методической работы стали следующие:

     -повышение мотивации педагогов школы на участие в освоении передового педагогического опыта;
     -повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся;
     -сохранение уровня мотивации и его повышение у школьников классов повышенного уровня обучения.

Для решения выявленных проблем школа приняла участие в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования по областной Целевой программе "Развитие образования в Московской Области на 2001-2005 годы".
Педагогический коллектив реализовывал две подпрограммы:

     1. "Создание видеотеки для обучения по экспериментальным программам";
     2. "Создание видеотеки в начальной школе для обучения по экспериментальной программе иностранного языка";
По итогам работы школа получила Гранд в виде компьютера и принтера, ксерокса и видеодвойки.
     Приоритетом в методической работе коллектива стало обновление содержания образования и повышение качества образования. Была разработана "Перспективная программа формирования содержания образования МОУ СОШ № 24 с 2001 по 2005 годы". В настоящее время программа откорректирована до 2010 года с учётом введения в образовательное пространство инновационных методик по работе с мультимедийным оборудованием и электронным учебником.
     Результатом участия в широкомасштабном эксперименте явилось введение изучения английского языка со второго класса в качестве дополнительного образования на договорной основе с родителями . Тенденции развития России, интенсивное развитие сферы образования заставляют переосмыслить цели школьного образования. Выпускник школы должен нести личную ответственность как за собственное благополучие так и благополучие общества. Поддерживая изменения в образовании родители школы создают общественную организацию "Комитет школы № 24", которая способствует развитию учебно-воспитательного процесса и укреплению материально-технической базы; учащиеся выбирают Большой ученический Совет.
     Требуется обновление педагогической системы. Коллектив на 2004-2005 учебный год формулирует новую методическую тему: "Управление качеством образования через создание педагогической системы в результате инновационной деятельности руководителя и педагогического коллектива".
     В соответствии с темой учебный процесс строится на полном доверии ученика и учителя. Он включает в себя лекционные, индивидуальные, самостоятельные занятия, основными видами которых являются: уроки, семинары, лабораторные и практические занятия, консультации, деловые игры, конференции, лекции, факультативные занятия. В учебном процессе используются следующие виды проверки знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, перфокарта, аудирование, зачёт, реферат, собеседование.
     Школа располагает необходимой материально-технической базой, которая обеспечивает качественное выполнение учебных программ по всем предметам учебного плана.

В настоящее время в школе открыто 27 классов- 646 обучающихся.
Первая ступень обучения- 11 кл.- 280 уч.- средняя наполняемость 25
Вторая ступень обучения-12 кл. -275 уч.- средняя наполняемость 25
Третья ступень обучения- 4 кл.- 91уч.- средняя наполняемость 23

Школа осуществляет образовательную деятельность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, которое ведется по двум направлениям: гуманитарно-эстетическое и спортивно-оздоровительное. Школа реализует образовательные программы: типовые государственные, модифицированные, экспериментальные.
Учебные планы составлены на основе государственного образовательного стандарта с соблюдением норм предельно-допустимой нагрузки школьника, с учётом создания условий для получения полного среднего образования, а также углубления знаний в том или ином направлении за счет регионального (Московской области) и школьного компонентов. Они соответствуют требованиям, изложенным в законодательных актах.
В учебном процессе широко применяются различные инновации, как локальные, так и модульные.
Школа реализует следующие программы обновления содержания образования.

     На первой ступени обучения : развивающее обучение Л.В.Занкова ( широкомасштабный федеральный эксперимент по формированию содержания образования), этикет в классах повышенного уровня обучения, раннее изучение английского языка, основы православной культуры.
     На второй ступени образования : углублённое изучение отдельных предметов, изучение второго иностранного языка (французского), введение предметов, усиливающих гуманитарную, общекультурологическую направленность образования, таких как мировая художественная культура, история Московской области.
     На третьей ступени образования: углублённое изучение английского языка, мировая художественная культура, русское речевое общение.


Для углубления знаний, развития разносторонних способностей учащихся с учётом их интересов и желания в школе ведутся факультативные занятия, предметные кружки, спортивные секции на любой ступени школьного образования. Более 10-ти лет в школе ведётся факультатив "Основы православной культуры", что способствует духовному воспитанию обучающихся. Асавкина Т.В., учитель факультатива, ежегодно приглашается Мытищинским Благочинием на Международные Рождественские образовательные чтения. "За усердные труды во славу Святой Церкви" школа награждена грамотой Патриарха Ювеналия Коломенского - Крутицкого.
Школа укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогический коллектив насчитывает 49 учителей:

   -  высшее образование имеют 43 человека;
   -  среднее профессиональное образование - 6 человек.

Аттестованы на квалификационные категории:

   -  высшей квалификационной категории - 25 человек;
   -  первой квалификационной категории - 6 человека;
   -  второй квалификационной категории - 17 человек;
   -  ри молодых специалиста;
   -  один кандидат педагогических наук.
   -  cо стажем педагогической работы свыше 20 лет-57 человек.
   -  Звание "Ветеран труда" имеют 13 учителей.
   -  Награждены значком "Отличник народного образования" - 5 человек.
   -  Награждены значком "Почётный работник общего образования РФ"-4 человека.
   -  Заслуженный работник Московской области - 1человек.


Постоянно ведётся работа с педагогическим коллективом, цель которой - включение учителей в творческую работу. У педагогов ярко выражена потребность в постоянном совершенствовании и вытекающая отсюда необходимость творческого переосмысления подходов к обучению учащихся. Учителя школы систематически совершенствуют своё мастерство на курсах повышения квалификации при ИПК и ПРНО МО и на курсах, организованных Управлением образования Мытищинского муниципального района.
Методическая работа в школе по теме: "Управление качеством образования через создание педагогической системы в результате инновационной деятельности руководителя и педагогического коллектива" проводится через педсоветы и ШМО в форме "Круглых столов", семинаров-практикумов, педагогических чтений, на которых постоянно обсуждаются новые формы и методы преподавания, вопросы повышения эффективности обучения, гуманизация отношений, анализ и самоанализ урока, изучение передового опыта коллег и многое другое.
На базе школы проводятся районные семинары:

     2001 год - Семинар-практикум "Вареативность программ по черчению".Факультативный курс " Основы начертательной геометрии".
     2001 год - Проблемный семинар "Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки".
     2003год - семинар для заместителей директоров по учебно - методической работе "Развитие творческих способностей - основа формирования личности ребенка";
     2005год - семинар для учителей музыки Мытищинского района "Творческая мастерская учителя: стиль как ключевое понятие в постижении языка эпохи (проблемы преподавания урока музыки в контексте методической разработки)".

На высоком теоретическом уровне и с большой практической пользой проходят традиционные школьные педагогические чтения, где проявляется методический рост учителей в вопросах теории и практики принципов развивающего обучения, эффективности применения элементов новых образовательных технологий.
В школе утвердилась чёткая система обмена опытом через педсоветы, работу ШМО, открытые уроки. Это позволяет учителям вовремя увидеть в своей работе и в работе коллег то новое, что способствует осуществлению на деле принципов развивающего обучения, внедрению новых технологий в образовательный процесс и поддерживает на должной высоте уровень требований к результатам педагогического труда.
Качество обучения подтверждается результатами диагностики. За последние пять лет средняя успеваемость по школе составляет 99%:

     качество обученности - 49%
     пятнадцать медалистов.
     По результатам итоговой аттестации за курс основного общего образования количество учащихся, сдавших экзамены на "4" и "5" составило -72%
     за курс среднего (полного) общего образования - 83%.


За последние пять лет:

     70 обучающихся заняли призовые места в районных олимпиадах
     Козлюк Олег, ученик 9 класса, занял
     2-ое место в областной олимпиаде по математике
     68 обучающихся заняли призовые места в районных смотрах, конкурсах.
     Сараев Егор по итогам 2005-2006 учебного года стал стипендиатом Главы Администрации Мытищинского муниципального района.
      2001-2002 уч.г.,2002-2003 уч.г.2005 -2006 уч.г. - школа удерживает III место в интеллектуальном марафоне (олимпиады, конкурсы, конференции) среди общеобразовательных школ района
     дважды стали победителями в районном конкурсе "Лучший класс района начальной школы".

Особые успехи можно отметить в спортивных достижениях:


     В 2003г., 2004г. команда учителей школы удерживала первенство в районе в соревнованиях по волейболу.
     2003г. - сборная команда мальчиков младшей возрастной группы заняла 2-ое место в первенстве района по мини-футболу, посвящённом Дню города.
     2003г. - сборная команда юношей заняла 2-ое место в первенстве города по баскетболу.
     2004г. - сборная команда девушек заняла 3-е место по волейболу в первенстве города, а сборная команда юношей - 2-е место.
     2005г. - сборная команда юношей заняла 3-е место в городских соревнованиях по стрельбе.
     2005г. - сборная команда юношей заняла 2-ое место в Кубке по волейболу в память учителя физической культуры школы №24 Марыженкова М.А.
     2005г. - сборная команда юношей заняла 1-ое место в городском турнире по волейболу.
     2006г. - сборная команда юношей заняла 2-ое место в городском турнире по волейболу. Большое внимание в школе уделяется развитию дополнительного образования: функционируют различные кружки по предметам и интересам, работают спортивные секции по трём ступеням образования. Нравственно-патриотическому воспитанию учащихся способствуют традиционные встречи с воинами-ветеранами 9-й Гвардейской Стрелковой дивизии и прямое участие учеников в работе школьного музея "Боевой славы":
     2003г. - встреча ветеранов войны с Кремлёвскими курсантами, учениками, педагогами школы при участии писателя-историка Шахмагонова В.Н. (имеется телевизионный сюжет Мытищинского телевидения);
     2003г. - совместное заседание круглого стола Совета ветеранов Великой Отечественной войны и учащихся района 8-11-ых классов "Что такое патриотизм сегодня?". Работа коллектива по патриотическому воспитанию обучающихся отмечена важными для нас наградами:
     2001г. - коллектив школы получил благодарность Российского фонда мира за активное участие в работе фонда на ниве миротворчества и благотворительности, за сердечность и бескорыстие за подписью Председателя фонда Героя Советского Союза Н.М.Распоповой ;
     2004г. - коллектив награждён грамотой за активную и плодотворную работу по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи за подписью Председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы Героя Советского Союза Генерала армии В.Л.Говорова;
     2005.г - коллектив награждён грамотой Мытищинского районного Совета Ветеранов Войны, Труда, Вооружённых сил за большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне;

В школе работает психолог. Он систематически проводит работу с детьми, нуждающимися в повышенном внимании, оказывает помощь классным руководителям и учителям, даёт рекомендации родителям, принимает непосредственное участие в создании классов компенсирующего обучения.
Все успехи школы - результат добросовестного, творческого труда учителей, воспитателей, поддержки родителей и слаженной работы администрации.
Таким образом, подводя итог реализации перспектив развития школы до 2006 года, следует отметить: педагогический коллектив вышел на освоение новых технологий обучения и воспитания; открыта пять гимназических классов по программам повышенного уровня обучения; дополнительное образование содержит изучение английского языка со второго класса, организация спортивных секций по волейболу, баскетболу, дзю до, кружков по бисероплетению, рукоделию; оборудовано четыре кабинета с мультимедийными системами, для которых закуплены электронные учебники по русскому языку и литературе, физике, химии, мировой художественной культуре, приобретены наглядные пособия по географии, биологии, физике, химии, иностранным языкам, русскому языку и литературе, истории, МХК, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Сайт управляется системой uCoz